01.02.2015

Андрей Яковлев Экономика догоняю­щего развития

Андрей Яковлев: В начале, как это принято в рамках данного цикла, я расскажу короткую обобщающую историю. Она посвящена Южной Корее, которая, ассоциируется, действительно, с экономическими успехами. Считается, что начались они с военного переворота, который совершил генерал Пак Чон-Хи в мае 1961 года. В период его 18-летнего правления были осуществлены радикальные экономические преобразования, обеспечившие рост ВВП на душу населения в четыре раза. После чего он был застрелен начальником корейского разведывательного управления, одним из его ближайших сподвижников. После этого в течение 35 лет экономика Кореи выросла еще в шесть раз в расчете на душу населения. При этом все годы правления военных сопровождались массовыми протестами, которые подавлялись армией достаточно жестко. Тем не менее, в 1987 году на фоне начавшихся изменений в Советском Союзе американцы уже не могли настолько откровенно поддерживать подобный военный режим, началась демократизация. В 1997 году Корея пережила достаточно тяжелый азиатский кризис, но из него быстро вышла. Считается, что сегодня это современное, демократическое, достаточно развитое государство.
Традиционно считается, что именно генерал Пак создал «корейское экономическое чудо». Но есть и альтернативная точка зрения, которую я постараюсь показать и обосновать в своей лекции. Принадлежит она профессору Ю. Он родился в Корее, работает в университете Беркли в США. Его теория сводится к тому, что для подобных авторитарных правительств и вообще для правительств, пытающихся осуществить догоняющее развитие, очень важным является обеспечение собственной автономии от разных групп интересов. И конкретно в корейском случае фактором для такой автономии стала радикальная земельная реформа, проведенная в 1949 году, реализованная в 1950 году, которая радикальным образом сократила уровень неравенства в Южной Корее. Она не только устранила влияние возможных групп интересов на политику правительства, но и стала основой для будущей конкурентоспособности, потому что земельная реформа дала возможности доступа к образованию для гораздо более широких слоев населения, чем это было в предшествующем режиме. Земельная реформа и изменение уровня благосостояния, устранение неравенства стали фактором спроса на демократию и, в конечном счете, демократического транзита в Южную Корею.
Проблема разрыва между развитыми странами и развивающимися странами известна. Многие страны пытались осуществлять догоняющее развитие – удалось очень не многим. Я попытаюсь объяснить, почему вот этим самым немногим удалось совершить рывок в экономическом развитии. Необходимо понимать, какую роль в этом процессе сыграли субъективные и личностные факторы, а какую роль играли объективные – исторические, экономические, политические условия, а также какие уроки можно извлечь из этого опыта.