Майкл Стронг «Сознательная» культура и образователь­ные инновации

Практический подход к новой 
идеалистической социальной концепции
На книги и курсы о том, как человек может улучшить свою жизнь, существует большой спрос: серия «Бальзам для души» и книга Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей» — лишь два известных примера из этой области. Они превратились в своего рода «промышленные предприятия»: в конце 1990-х списки ста бестселлеров года содержали по несколько томов в каждой серии; в целом же более половины входивших в эти списки книг были посвящены стимулированию совершенствования или самопомощи. «Непроторенная дорога» М. Скотта Пека продержалась в списке бестселлеров по версии New York Times дольше, чем любое другое издание в мягкой обложке. Очевидно, люди жаждут, чтобы им указали путь.

Многие, а то и большинство из нас, хотели бы лучше владеть «искусством жить». Толчок этому могут дать цитаты, вдохновляющие речи, религиозные проповеди, красивые пейзажи и произведения искусства, но подавляющее большинство людей не может научиться искусству жить с помощью этих источников: им нужен опыт, постоянно поддерживающий и подкрепляющий вдохновляющий подход к жизни. Именно поэтому многие церкви делают ставку на «общинность». Поодиночке нам очень трудно совершенствовать свою жизнь. Чтобы поддержать наше стремление к добру, благосостоянию, идеалу, как бы мы ни воспринимали эти понятия, как правило нужен коллектив таких же, как мы, людей.

Помимо генетической составляющей, то, чем становимся человек, определяется характером его повседневной, сиюминутной жизни. Люди учатся, или не учатся, искусству жить у тех, кто их окружает. Существуют университеты, где изучаются педагогика и развитие человека, школы, следующие правилам, установленным государством, религиозные и светские организации, распространяющие духовные идеалы, но учреждений, позволяющих нам постоянно развиваться на практике, внедрять более совершенные способы жизни, просто нет. Школы сейчас в основном учат подрастающее поколение тому, чего делать не следует. Нужно создать институты нового типа, способные разрабатывать более совершенные способы жизни и передавать их молодежи.