Вадим Новиков Закон о торговле: особый антимонопольный режим

Указ президента Ельцина «О свободе торговли» был принят 29 января 1992 года как потребительская конституция новой России. Указ предоставлял гражданам невиданную прежде двустороннюю свободу торговли: свободу продавать при немногочисленных и необременительных исключениях что угодно, «в любых удобных» для покупателей местах, а, вместе с тем, свободу покупать — право беспошлинно ввозить из-за границы любые товары. 

Неожиданно дарованные государством свободы столь же неожиданно были изъяты. Уже в апреле 1992 года правительство Москвы откровенно злоупотребило одной из оговорок указа — запретом на торговлю на территориях, «прилегающих к зданиям государственных органов власти», — и целиком прекратило торговлю на улицах Охотный Ряд, Новый Арбат, Тверской, Пушечной, Никольской и на Театральной площади. По сохранившейся и ныне традиции эксперты отнеслись к этому ограничению благодушно, решив, что возможностей для торговли остается не так мало. Еще через пару месяцев, в июне, новая редакция президентского указа отменила право граждан продавать товары «в любых удобных для них местах» и ограничила его «местами, отведенными органами исполнительной власти», а еще через короткое время появились лицензии на основные виды торговой деятельности и ограничения на беспошлинный ввоз товаров. 

Спустя 18 лет, в декабре 2009 года указ «О свободе торговли» попал в список актов, подлежащих отмене в связи с принятием закона о торговле. На место праву покупать пришел протекционизм — на торговых переговорах представители государства стремятся отстоять насколько возможно высокие барьеры для ввоза продукции, социально-значимые товары обложены превосходящими обычный уровень пошлинами, а «импортозамещение» стало узнаваемым лозунгом современной экономической политики. Право продавать заменила политика препятствования развитию всех форм торговли: сетевых магазинов — по причине их предполагаемого монополизма, рынков — из-за вменяемого им уклонения от налогов, киосков — в связи с недостаточно привлекательным внешним видом, торговцев у метро — поскольку нарушают «порядок».

Читать полностью