Кто я? Свобода и социальная самоиденти­фикация

Несправедливость

Одна из базовых потребностей человека — отождествлять себя с определенной социальной группой, общностью людей, объединенных по тому или иному признаку. В разные исторические эпохи люди по-разному думали о себе — когда-то главной для них была принадлежность к семье и племени, потом к территории (я живу тут) и религии (я — католик), потом к нации (я — русский) и стране (я — гражданин США), сословию (я — дворянин) и идеологии (я — анархист), культуре потребления (я езжу на скутере) и профессии (я — экономист).

В разных культурах социальная самоидентификация устроена по-разному (и люди, как правило, относят себя сразу к нескольким общностям), но можно проследить общую динамику: идентификация становится все сложнее, социальные группы — все мельче; роль «больших» общностей — религиозной, национальной и т.п. становится все менее значимой, а более индивидуализированных — профессиональной, культурной и т.п. — растет.

Между тем, власти многих стран апеллируют к консервативным ценностям национального и религиозного единства, а для многих из нас национальная или религиозная принадлежность значит все меньше, а свобода передвижения и профессиональных ассоциаций — все больше. Как разрешить этот конфликт? Что лежит в основе различных типов самоидентификации? Как будет думать о себе человек будущего?

Эти и другие вопросы мы предлагаем исследовать и описать в коротком эссе на примере собственной самоидентификации. Как вы думаете о себе? Через принадлежность к каким социальным общностям? Как выглядят основные способы самоидентификации в стране и культуре, к которым вы принадлежите? К каким из них и почему апеллирует ваше государство? И что со всем этим делать?

Правила участия

К участию в конкурсе были приглашены студенты, аспиранты и выпускники вузов. Объем эссе — не менее пяти страниц машинописного текста (9000 знаков). Жюри обращало внимание на стиль, логику и аргументированность присланных работ. Мы призвали участников не тратить время на плагиат.

Призы

Первый тур конкурса завершился 15 июля 2014 года. Жюри выбрало финалистов, которые получили приглашение принять участие в летней школе InLiberty и Free University of Tbilisi 24–31 августа 2014 года в учебном центре Free University на озере Базалети в 40 км от Тбилиси, а также грант, покрывающий расходы на проживание, питание и участие во всех включенных в программу школы мероприятиях. Грант не покрывает транспортные расходы участников.

Победителям конкурса, занявшим первое, второе и третье место, вручены денежные премии в размере 1000, 700 и 500 долларов США соответственно. Церемония награждения победителей конкурса прошла во время летней школы InLiberty.

Первое место Мария Юрчак см. эссе
Второе место Даниил Кормилин см. эссе
Третье место Марина Зубкова см. эссе
Специальный
приз
Евгения Арцыбашева см. эссе, Юлия Герасимова см. эссе

По всем вопросам обращайтесь по адресу info@inliberty.ru.