29.06.2012

Вадим Новиков Закон на месте болота

Что будет, когда плохие дорогие перестанут быть для России проблемой? Согласно наблюдению Фредерика Бастиа, с большой вероятностью их место займет наше государство.

Парадокс, с которым столкнулся Бастиа, таков: в его родной Франции значительные деньги для устранения естественных препятствий движению товаров тратились лишь с тем, чтобы заменить их искусственными. Множество людей строило дороги, совершенствовало транспортные средства, расчищало русла рек, и в результате привозные товары становились дешевле. Однако в то же время таможенные посты на границах стран, взимая пошлины, работали на удорожание этих товаров.

По мнению Бастиа, таможенники в этой истории играют точно такую же роль, как «грязь и глубокие колеи дорог». Пожалуй, это утверждение не вполне точно. Грязи и глубоким колеям дорог безразлично, какой товар и в каком направлении везут. Таможенникам — нет. Грязь беспристрастна. Таможенники, напротив, подыгрывают «своим» производителям в борьбе с «чужими». 

Скорее их стоит уподобить партизанам, которые подсыпают песок в буксы идущих грузовых поездов оккупантов.

И все же в главном Бастиа прав: таможенник действительно может подменить на работе болото или овраг, а последние — его самого; искусственные препятствия действительно нередко появляются там и тогда, где и когда уменьшаются естественные. Логика неконкурентоспособного производителя всегда такова: если бы болот и оврагов на пути его конкурентов бы не было, их стоило бы придумать.

Последний пример подобного рода — происшедшее с российской розничной торговлей. Если в начале 1990-х супермаркеты считались «магазинами для богатых», то в конце 2000-х в них уже совершалась треть покупок, и сегодня эта доля продолжает расти. Используемые торговыми сетями технологии в области логистики и мерчендайзинга сделали для жителей российских регионов то, что в XIX веке делало для них развитие железных дорог. Цены в местах продажи становились ближе к ценам в месте производства, а на плечах торговых сетей в регионы пришли новые поставщики, из других регионов.

Это то же самое, что глобализация, но внутри отдельной страны. 

Не удивительно, что деятельность «трансрегиональных корпораций» — торговых сетей и их поставщиков — вызвала недовольство тех, чей бизнес и рабочие места оказались под угрозой. Как результат, в конце 2009 года был принят закон о розничной торговле, который ввел 25-процентную квоту на продажи в пределах муниципалитета предприятими торговой сети. Квоты, которые прежде применялись Россией только в международной торговле, перекочевали в межрегиональную. Описанная Бастиа закономерность сработала в очередной раз. На место прежних сторожей региональных производителей — болот и оврагов — пришли сотрудники Федеральной антимонопольной службы, которые следят за соблюдением нового закона.