Харви Молотч Против безопасности

С аэропортами все обернулось плохо. Времени в полете мы сегодня проводим примерно столько же, сколько несколько десятков лет назад, но до взлета его теперь тратится намного больше. Процедуры безопасности не только отнимают у нас время: они оборачиваются большими финансовыми затратами, испорченным настроением, вызывают недовольство — и все это имеет далекоидущие последствия.

Когда я был ребенком, моя семья — как и многие другие — часто ездила в ресторан аэропорта, пусть даже кормили там плохо. Побыть рядом с самолетами — одно это доставляло удовольствие большее, чем любые кулинарные изыски. Путешествия всегда волновали людей. Доказательства этого мы находим в поэзии, прозе, музыке — особенно с тех пор, как появились быстрые и надежные транспортные средства, прежде всего самолеты. Путешествие по воздуху взывает к одному из сильнейших человеческих стремлений — отправиться в путь, ввысь и вдаль. Итальянская песня «Volarе» («лететь») удостоилась двух премий «Грэмми» и в 1958 году возглавила чарт «Billboard». «Лети со мной» — вторил ей Фрэнк Синатра: так назывался его весьма популярный альбом, вышедший в том же году. Щекотало нервы и ощущение риска — летать тогда и вправду было опаснее, чем сейчас. Чтобы успокоить и отвлечь пассажиров, авиакомпании творили чудеса — предлагали горячие обеды даже на коротких рейсах, сдабривали их коктейлями, закусками из креветок и улыбками хорошеньких стюардесс. Кроме того, провожающих и встречающих пропускали в зону посадки: порой, чтобы пожелать человеку доброго пути или поприветствовать его, там собирались большие и оживленные компании.

Пока в 1973 году американские власти, напуганные серией угонов на воздушном флоте, не начали вводить ограничительные меры, люди заходили в аэропорты с той же легкостью, с какой мы сегодня заходим в супермаркет. Путешествие по воздуху воспринималось как праздник, позволяло почувствовать себя частью «летающей элиты» (jet set). Меры безопасности были столь либеральны, что люди могли передавать свои билеты другим и меняться ими — главное, чтобы пол соответствовал имени, на которое он выписан. Это помогало быстро и легко решать немало бытовых проблем — к примеру, «я не могу полететь к ним на свадьбу, лети ты вместо меня». На «улетной» (в буквальном смысле) студенческой вечеринке в детройтском аэропорту одной из парочек должны были вручить билеты (на подставные имена) в совершенно неожиданное для нее место — с вылетом в ту же ночь. Зная о таком сюрпризе, все участники явились на вечеринку уже с багажом. На борту самолета тоже можно было вдоволь повеселиться, невзирая на правила. Однажды я летел в составе большой группы — компания по торговле бытовой техникой организовала выездную конференцию преимущественно развлекательного свойства, — и мы уговорили экипаж допустить одного из нас, развеселого Сэма Мосса, оптовика от производителя телевизоров «Зенит», к интеркому: в полете он развлекал пассажиров песенками и скабрезными анекдотами. Славные были деньки, друзья мои!