26.08.2015

Сергей Кузнецов Любовь в аду

В чем ложь фильма Соловьева «Чужая Белая и Рябой» — при похожести многого? В той жестокости, которая заливает, затопляет жизнь мальчика и которой он просто не мог бы вынести.

Александр Чудаков.
Дневниковая запись 1987 года.


а мне не жалко
честно говоря, детство было ужасным
теперь у меня есть опыт
могу сравнить
знаешь, мы жили, фактически, как в аду

Федор Сваровский.
  «Балясин и покойный Старцев вспоминают детство».

С большим запозданием я прочитал «Ложится мгла на старые ступени» Александра Чудакова. Это очень хорошая и очень важная книга — и, наверное, хорошо, что я прочитал ее только сейчас, когда этот роман заставляет задуматься об одном из главных на сегодняшний день вопросов: как нам говорить о советском периоде русской истории? За годы, прошедшие после публикации книги — и даже после того, как ей был присужден «Букер Десятилетия», — сформировалась официальная версия этой истории — и раз уж нам кажется, что эта версия несостоятельна и в перспективе гибельна для страны, то что мы можем ей противопоставить?

Книга Чудакова не дает ответа на этот вопрос — но дает богатую пищу для размышлений. Все, что я пишу дальше, я пишу в расчете на тех, кто эту книгу уже прочел, — тем, кто ее не читал, я советую все-таки купить и прочитать.

Удивительно, но все, что я слышал или читал об этом романе, совершенно не совпадает с моим его восприятием. Пишут, что книга Чудакова представляет настоящего русского героя (деда рассказчика), пишут о юморе автора, о точном воспроизведении эпохи, о прекрасном русском языке... Все это правда, но для меня этот роман прежде всего стал одной из самых страшных книг о советском времени.

И самое страшное в нем — фигура рассказчика.

Шаламов пишет «Колымские рассказы», чтобы рассказать об опыте, о котором не нужно знать. Солженицын пишет «Архипелаг ГУЛаг», чтобы дать голос миллионам убитых, отомстить за их смерть и уничтожить Советскую власть. Н.Я. Мандельштам пишет свои воспоминания, чтобы рассказать об опыте борьбы с той же властью, — и примерно об этом же пишет Л.К. Чуковская в «Записках об Анне Ахматовой».