267 сторонников оппозиции стали муниципальными депутатами в Москве — и это ощущается как настоящая победа. Соцсети переполнены восклицаниями: впервые за много лет те, за кого я голосовал, победили, наконец-то мой голос не пропал. И это, действительно, здорово и важно. Но эта эмоция отчасти мешает оценить, что именно произошло и чего не произошло.
Что произошло и чего не произошло
Произошло то, что при явке 15–20% в «оппозиционном поясе» Москвы — ряде округов, простирающихся через центр города с севера на юг и юго-запад, — противники власти оказались в большинстве, выигрывая в некоторых местах подчистую. При такой явке, обеспеченной, в частности, усилиями городских властей, демократическое, оппозиционное население города оказалось организованнее и сильнее.
С другой стороны, в муниципальные депутаты прошло 267 человек из более тысячи выставленных кандидатов, то есть один из четырех. В целом демократы составят немногим более 15% от всех муниципальных депутатов, а их распределение по округам не позволяет преодолевать муниципальный барьер, чтобы обеспечить регистрацию демократических кандидатов на мэрских выборах. И это довольно важная неудача. А 15% мандатов — это довольно мало, чтобы праздновать победу оппозиции.
Ощущение победы чревато будущим разочарованием. Надо отдавать себе отчет, что городские власти обладают абсолютным преимуществом не только в смысле доступа к реальным рычагам власти и медийной инфраструктуре, но даже и среди корпуса муниципальных депутатов. Они тоже одержали свою победу.
Новоизбранные оппозиционные депутаты столкнутся с прекрасно организованной, опытной, высоко мотивированной и сильной мафией (в самом лучшем значении этого слова), располагая при этом очень ограниченным набором полномочий и будучи в абсолютных цифрах достаточно малочисленным и неопытным отрядом. Вряд ли в такой ситуации удастся многое изменить в городской политике. Тем более, что эта политика, благодаря тем огромным ресурсам, которые ее поддерживают, завоевывает симпатии значительного числа москвичей. И этот факт также очень важно учитывать при выработке будущей стратегии муниципальной оппозиции.
Оппозиции и раньше удавалось добиваться некоторых символических успехов — 27% Навального на мэрских выборах 2013 года, победа Ройзмана в Екатеринбурге. Но эти успехи почти не увеличивали совокупный политический капитал российской оппозиции. Почему?
Конвертировать электоральный успех в политический капитал оппозиции необходимо научиться.
Коллективная сила и сила коллективности
Вообще, самое важное и значительное, что произошло в это воскресенье, заключается, на мой взгляд, в том, что в политику — в формальную политику, получив легальный статус в ней, вошло новое поколение, причем вошло целым отрядом, в качестве некого коллективного актора. И это принципиально новое событие.
Действительно, большинство москвичей, голосовавших по спискам объединенных демократов, мало что знали о тех, за кого они голосовали. Они голосовали за список. За остроумную, бодрую и технологичную кампанию массовой платформы, придуманную в гудковском штабе. Это то, чего не удалось сделать Навальному на думских выборах. Создать ощущение даже не партии, а скорее движения, платформы — совокупности людей, объединенных каким-то общим подходом и отношением к делу.
Надо, однако, отдавать себе отчет, что в реальности этого «движения» практически не существует, пока это только технология. И этот опыт хождения в политику и та небольшая победа, которая была одержана в воскресенье, окончатся неминуемой неудачей, если оппозиционным депутатам не удастся реализовать преимущество коллективности, если они решат, что каждый себе депутат. Грубо говоря — если не удастся создать и сохранить единство этой демократической фракции-движения. В этом случае у новых оппозиционных муниципальных депутатов, кажется, нет шанса не быть купленными, раздавленными, маргинализованными олигархической машиной московской власти.
Иными словами, самое важное событие, которое вчера произошло, еще не состоялось. Хотя воскресное голосование и заложило необходимое его условие. Но, теперь мы знаем больше, чем раньше, что закрепиться в качестве коллективной политической силы — задача не менее сложная, чем избраться.
Оппозиция и медианный избиратель
Сохранить это коллективное единство оппозиционным муниципальным депутатам необходимо не столько даже для того, чтобы выжить в коридорах московской муниципальной и городской власти, а для того, чтобы продолжать и развивать публичную политическую кампанию, обращенную к москвичам. Ибо их борьба за голоса москвичей отнюдь не окончена, но скорее только начата.
Здесь вновь уместно вернуться к анализу результатов прошедших выборов, чтобы точнее оценить их социологические и политические итоги. Победу представителям оппозиции обеспечило активное меньшинство избирателей наиболее продвинутых, состоятельных и оппозиционных округов. Люди, пришедшие на участки и проголосовавшие за оппозицию, — это еще не медианный московский избиратель. Он как раз в выборах не участвовал. Однако активно участвует в городской жизни. Чтобы закрепиться в качестве политической силы московского масштаба, гипотетической (пока еще) партии московской муниципальной оппозиции необходимо заручиться его сочувствием и хотя бы частичной поддержкой.
При этом надо отдавать себе отчет, что этот медианный московский избиратель, хотя и не чужд модернизационных ценностей и повесток и во всяком случае гораздо более восприимчив к ним, чем медианный российский избиратель, между тем, не находится в решительной оппозиции ни к российским властям в целом, ни к московским властям в частности.
Он, как представляется, хотел бы изменить кое-что и в российском государстве, и в московском устройстве и готов поддержать некоторые идеи и требования оппозиции, но совершенно не настроен на конфронтацию. И хочет этой модернизации только в случае, если улучшение качества государственного и городского устройства не будет связано с дестабилизацией и политической поляризацией. Это настроение может измениться в будущем, но сейчас оно таково. И на данный момент, надо отметить, и российские, и московские власти стремятся отчасти это настроение поддерживать, то есть тоже ведут борьбу за медианного избирателя.
Фракции оппозиционных муниципальных депутатов придется это учитывать и искать такие инициативы, которые не слишком противоречат этому настрою.
Повестка низовой демократизации
Впрочем, политическая повестка, которая способна вызвать сочувствие медианного избирателя и расширить базу поддержки муниципальной оппозиции, может быть достаточно широкой. Это, помимо очевидных вопросов городской жизни (инфраструктура, экология, правила застройки), вне всякого сомнения, тема усиления контроля граждан за расходами городского и районных бюджетов; возможно, тема расширения полномочий муниципалитетов и — что очень важно и может быть отдельной большой темой — внедрение и расширение форм прямой демократии (городских и районных опросов населения по важнейшим проблемам городской жизни). Актуальность этого сюжета отчасти подготовлена самой мэрией в процессе политтехнологических танцев вокруг программы реновации. Борьба за формы прямой демократии и контроль над ними может стать мощным факторов низовой мобилизации и политизации не-оппозиционных жителей, потянув за собой более широкую политическую повестку — тему демократизации выборов в московскую Думу и расширения ее прав по контролю исполнительной власти.
Иными словами, в целом политическая повестка новой московской оппозиции, вероятно, должна выглядеть как сочетание собственно городских и муниципальных повесток и повестки пошаговой демократизации городской политики.
Повторимся: одним из самых замечательных событий прошедшего выборного воскресенья представляется нам проявленный спрос на коллективное действие, коллективного актора, то есть платформу, движение или партию. Недостаток этой атмосферы коллективности и общих ценностей, кстати, ощутим в кампании Навального, которая, кажется, на данном этапе несколько потеряла первоначальную энергию.
Если превращение московской муниципальной оппозиции в структурированную фракцию-партию состоится, если этой фракции-партии удастся расширить свою базу по сравнению с тем, что мы видели в воскресенье, и заручиться сочувствием медианного избирателя повестке постепенной демократизации региональной политической жизни, то это будет действительно огромным событием в российской политике.