Первая редакция
5 июля 2011 года грузинский парламент принял Акт экономической свободы, радикально ограничивший вмешательство государства в экономическую жизнь Грузии и ставший своего рода кульминацией грузинской либерализации 2004–2012 годов. InLiberty публикует первую редакцию Акта, подготовленную Кахой Бендукидзе, Ладо Гургенидзе и Вато Лежава и существенно отличающуюся от окончательного текста — в частности, наличием общей преамбулы, кратко и емко формулирующей ультралиберальную идеологию экономической политики ограниченного государства.
Органический закон Грузии об экономической свободе,
возможностях и достоинстве человека
В соответствии с Конституцией Грузии и настоящим Законом гарантии и основные принципы экономической политики, направленные на обеспечение экономических прав и свобод для нынешних и будущих поколений, определяют граждане Грузии. Экономические права и свободы представляют собой неотъемлемую часть общих прав и свобод человека. Ограничение таких прав и свобод возможно только в рамках Конституции Грузии и согласно правилам, устанавливаемым настоящим Законом.
Государство обеспечивает экономические права и свободы в качестве основы общественного развития, благосостояния общества и устойчивого долгосрочного роста в экономике.
Настоящий Закон определяет основные принципы экономической политики, которая создает условия для использования больших экономических возможностей и обеспечения достойной жизни.
Свобода, возможности и достоинство являются основными принципами экономической политики и определяются следующим образом:
А. Свобода выражена в ограниченных масштабах государственного вмешательства, ответственной макроэкономической политике, низких ставках налогообложения, защите от вмешательства государства и бюрократического произвола;
В. Возможности обеспечиваются законностью, свободой трудовой деятельности и качественным образованием, в результате чего достигается высокая социальная мобильность человека;
С. Достоинство гарантируется государственной поддержкой, кототая предлагается на основе анализа возможностей и предназначена для тех, кто не может в полной мере воспользоваться преимуществами экономической свободы.
Статья 1. Гарантии прав и свободы
1. Всем гражданам обеспечивается и гарантируется следующее:
А. Участие в принятии решений о введении и/или увеличении общегосударственных налогов;
В. Отсутствие ограничений экономической и предпринимателькой деятельности;
С. Свобода воли в трудовых отношениях;
D. Свободное движение денежных средств;
E. Свобода ценообразования;
F. Свободная торговля;
G. Права собственности и их нерушимость.
2. Данные о налогах и/или сборах в государственный и местные бюджеты Грузии подлежат публикации в полном объеме, что обеспечивает обществу доступ к информации о расходовании взимаемых налогов и/или сборов.
Статья 2. Право граждан Грузии ограничивать
общегосударственные налоги
1. Со дня вступления в силу настоящего закона:
A. Новые общегосударственные налоги могут вводиться только путем референдума;
B. Увеличение существующих ставок общегосударственного налогообложения может осуществляться только путем референдума;
C. Изменения подоходного налога и налога на прибыль запрещаются, если они затрагивают налогоплательщиков дифференцированным образом;
D. Расширение существующей совокупной налоговой базы и установление новых субъектов налогообложения возможно только путем референдума;
E. Инициатива проведения референдума в соответствии с пунктами A, B и D [пункта 1] настоящей статьи принадлежит исключительно Президенту Грузии.
2. К моменту вступления в силу настоящего Закона список общегосударственных налогов, содержащийся в Налоговом кодексе Грузии, включает следующие:
А. Подоходный налог;
В. Налог на прибыль;
С. Налог на добавленную стоимость (НДС);
D. Таможенные пошлины;
E. Акцизы.
3. Ставки налога на недвижимость устанавливаются в соответствии с правилами, предусмотренными Налоговым кодексом Грузии.
4. Референдум по вопросам, перечисленным в пункте 1 настоящей статьи, проводится в соответствии с Законом Грузии о референдумах.
5. Проводить референдум по введению налогов, основанных на принципе прогрессивности, запрещается.
6. Положения пункта 1 настоящей статьи не относятся к акцизам.
Статья 3. Определение пределов макроэкономических параметров
1. Для обеспечения благосостояния населения за счет долгосрочного устойчивого экономического роста и в целях сокращения долговых обязательств страны при ее передаче будущим поколениям устанавливаются следующие пределы макроэкономических параметров:
А. Соотношение консолидированного бюджета с ВВП — не выше 30%;
В. Соотношение дефицита консолидированного бюджета с ВВП — не более 3%;
С. Соотношение государственного долга с ВВП — не более 60%.
2. Парламенту Грузии запрещается принимать бюджет, параметры которого превышают пределы, установленные пунктом 1 настоящей статьи.
3. Если пределы, определенные в пунктах 1.A и/или 1.B [настоящей статьи], превышены, Правительство обязано разработать и представить для одобрения Парламентом план, обеспечивающий возврат к пределам, установленным в пункте 1 настоящей статьи,в средних параметрах бюджетов на ближайшие три года.
4. При условии соблюдения требований, содержащихся в пункте 3 настоящей статьи, Парламент Грузии утверждает план, представленный правительством.
5. План, упомянутый в пункте 3 настоящей статьи, должен содержать обязательное сокращение расходов в бюджете на следующий год после превышения пределов — до уровня, соответствующего пределам, установленным в пунктах 1.A и 1.B настоящей статьи.
6. Формирование бюджетов государства, автономных республик и местных органов самоуправления должно осуществляться в соответствии с целями и задачами [соответствующих] программ.
Статья 4. Принципы, основанные на универсальности бюджета
1. Распоряжение налоговыми поступлениями в государственный и местные бюджеты Грузии основано на принципе универсальности, означающем следующее:
А. Все доходы государственного и местных бюджетов должны быть направлены на финансирование бюджетных расходов, включая доходы бюджетных организаций, которые направляются на финансирование необходимых расходов соответствующего бюджета;
В. Запрещается устанавливать законодательно ассигнование конкретных поступлений в бюджет на финансирование конкретной статьи бюджетных расходов, за исключением доходов, возникающих на основании соглашений, заключенных с международными финансовыми учреждениями (МФУ).
Статья 5. Свобода трудовой деятельности
1. Трудовое соглашение — результат свободного волеизъявления, основанного на равноправии сторон.
2. Любая форма давления в отношении свободного волеизъявления работника и/или работодателя, либо любое ограничение этого права запрещаются, за исключением случаев, соответствующих конкретным положениям и условиям международных конвенций, ратифицированных Грузией и/или предусмотренных грузинским законодательством, принятым к моменту вступления в силу настоящего Закона.
3. Работник и/или работодатель вправе отстаивать свои права как в индивидуальном, так и в коллективном порядке, и ограничивать это право запрещается.
4. Работник и/или работодатель вправе отстаивать свои права как напрямую, так и через своего представителя.
5. Запрещается закреплять в законодательном порядке любые приоритеты в защите прав работника и/или работодателя за отдельными людьми или группами людей.
6. Дискриминация в трудовых отношениях, в том числе при приеме на работу и увольнении, в частности на основании членства в каких-либо группах (ассоциациях), не допускается.
7. Работники и работодатели самостоятельно решают, какое физическое или юридическое лицо и/или профсоюз представляют их интересы; ограничение этого права не допускается.
Статья 6. Свобода движения капиталов
1. Ограничивать свободу движения капиталов запрещается.
2. Запрещается ограничивать свободу резидентов и/или нерезидентов относительно обмена валюты, открытия любых банковских счетов и оборота денежных средств на них.
3. Любое лицо обладает неограниченным правом на репатриацию капиталов.
4. Движение капиталов в Грузии свободно, за исключением случаев, связанных с уголовными обвинениями.
Статья 7. Запрет на ограничение свободы
экономической деятельности
и расширение сфер регулирования
1. Число лицензий и разрешений, действующие в Грузии в любой момент времени, а также соответствующие обязательства относительно контекстуального применения лицензионных и разрешительных режимов, связанных с любой экономической деятельностью, не должны превышать общее число лицензий и разрешений, установленных грузинским законодательством к моменту вступления в силу настоящего Закона.
2. Если число ограничений, упомянутых в пункте 1 настоящей статьи, равняется общему числу лицензий и разрешений, установленных грузинским законодательством к моменту вступления в силу настоящего Закона, новые формы лицензий и разрешений можно вводить лишь после упразднения действующих, и инициатор соответствующего законопроекта должен обосновать, какие лицензии и/или разрешения следует упразднить для замены рекомендуемыми ими лицензиями и разрешениями.
3. Со дня вступления в силу настоящего Закона запрещается расширение сферы действия или ужесточение условий существующих лицензий и/или ограничений.
4. Вводить обязательства, предусматривающие контекстуальное применение лицензионного или разрешительного режима к любому виду экономической деятельности или действий, запрещается; если же такие обязательства существуют к моменту вступления в силу настоящего Закона, их следует либо преобразовать в лицензию/разрешение, либо упразднить.
5. Во всех соответствующих случаях Правительство Грузии должно представлять президенту список лицензий и разрешений, а также ограничений, косвенно предусматривающих применение лицензионных или разрешительных режимов контекстуальным способом в отношении любых видов экономической деятельности либо действий.
6. Если число лицензий, разрешений и иных форм ограничений, содержащихся в представленном списке, превышает число, предусмотренное пунктом 1 статьи 7 настоящего Закона, Правительству следует разработать и представить Парламенту на утверждение пакет поправок к законодательству, направленных на соблюдение положений пункта 4 статьи 7 настоящего Закона.
7. Государственным учреждениям запрещается устанавливать цены/тарифы на любые виды товаров/услуг и контролировать их.
8. Запрещается создание и функционирование национальных независимых органов регулирования или иных структур, в чью компетенцию входит установление цен или тарифов на товары и услуги, за исключением действующих на момент вступления в силу настоящего Закона органов регулирования с их нынешними рамками компетенции.
9. Государству запрещается владеть долями в коммерческих банках и/или ценными бумагами других финансовых учреждений или иметь на них правовой титул.
10. Если государство приобрело право, ограничиваемое по пункту 7 настоящей статьи, оно должно отказаться от данного права в течение года.
Статья 8. Ограничение экономической свободы
и контроль над государственными расходами
в рамках законодательного процесса
1. Не допускается принятие/издание подзаконных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, если они не соответствуют принципу рентабельности, ведут к дополнительным расходам, связанным с требованиями законодательства, ставят под угрозу развитие свободного предпринимательства и создание новых рабочих мест.
2. Предварительная оценка потенциального воздействия законодательных инициатив на экономическую деятельность призвана способствовать улучшению делового климата, выявлению проектов подзаконных актов, чреватых негативными последствиями, и предотвращению их принятия, а также ослаблению бремени регулирования для частного сектора и соответствующих издержек.
3. Предварительная оценка потенциального воздействия новых законодательных инициатив на экономическую деятельность проводится по специальной методике, предусматривающей экспертный анализ подзаконных актов с точки зрения их воздействия на регуляторную среду, и включающей следующее:
А) Анализ издержек — оценка проекта подзаконного акта в плане объема бюджетных ассигнований, необходимых для его внедрения;
В) Анализ бремени регулирования — оценка прямых и косвенных расходов на соблюдение закона;
С) Анализ законопроекта с точки зрения его влияния на ограничение конкуренции и создания для экономического агента положения, свободного от конкуренции, — оценка ситуации, когда лица оказываются в неравном положении.
4. Предварительная оценка потенциального воздействия законодательных инициатив на экономическую деятельность состоит из первичной и углубленной экспертизы — в соответствующих случаях.
5. Если после первичной экспертизы выясняется, что существует высокая вероятность усиления бремени регулирования и/или ограничения конкуренции, проект направляется на углубленную экспертизу по вопросам, поименованным в пунктах 3.B и 3.C настоящей статьи.
6. Если по результатам экспертизы выясняется, что проект акта (за исключением проекта Закона Грузии о государственном бюджете) влечет за собой дополнительные расходы, его инициатор обязан указать источник финансирования из различных расходных статей государственного бюджета, которые должны полностью или частично использоваться для финансирования соответствующей законодательной инициативы.
7. Предварительная оценка потенциального воздействия законодательных инициатив на экономическую деятельность проводится с учетом следующего:
А) Законопроекты, внесенные Правительством Грузии в рамках соответствующей процедуры, должны оформляться Постановлением Правительства, согласно которому эти инициативы подвергаются оценке, и ее результаты должны прилагаться к законопроекту для обсуждения на очередном заседании Кабинета министров;
В) Подзаконные акты, внесенные в Парламент или инициированные Парламентом, должны сопровождаться отзывом правительства, сформулированным для внесения поправок в Закон о подзаконных актах и регламент Парламента в форме пояснительной записки; Парламент должен рассматривать законопроект вместе с отзывом.
Статья 9. Право на свободную торговлю
без тарифов и технических барьеров
1. Если наряду с внутренними техническими нормами и стандартами в одних и тех же секторах применяются технические нормы и стандарты других стран или международных организаций, к которым присоединилась Грузия, заинтересованные лица могут выбирать, каких норм и стандартов придерживаться. Государство не имеет права прямо или косвенно отдавать предпочтение любым техническим нормам и/или стандартам.
2. Если международные технические нормы получают приоритет, административные органы не должны разрабатывать их внутренние аналоги, кроме тех случаев, когда для защиты общественных экономических интересов уполномоченный орган вводит приближенные технические нормы.
3. Указанные в настоящей статье нормы и стандарты относятся к техническому сектору производства товаров и услуг, включающему среди прочего торговлю и транспорт.
Статья 10. Единая общенациональная система
государственной поддержки
1. Бенефициарами социальных, медицинских и образовательных расходов из государственного бюджета являются граждане, а не учреждения. Эта поддержка оказывается за счет выделения денежных средств, а также материальных и/или нематериальных форм обусловленных финансовых инструментов.
2. Социальная поддержка носит целевой характер и основывается на оценке возможностей.
3. Гражданам гарантируется право выбора поставщика услуг, финансируемых за счет ассигнований из государственного бюджета.
4. Не допускается введение таких условий для финансовых инструментов, которые в любой форме обеспечивали бы привилегии любым поставщикам услуг или группам таковых за счет дискриминации других поставщиков.
5. Денежные средства, выделенные для прямого или обусловленного финансирования граждан за счет государственного бюджета, составляют единую систему государственной поддержки.
Статья 11. Отход от [установленных пределов] макроэкономических параметров
в исключительных случаях
1. Отход от пределов, установленных пунктом 1 статьи 3, возможен в ходе войны или при введении чрезвычайного положения на всей территории Грузии.
2. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, бюджетные параметры должны быть возвращены к пределам, установленным статьей 3 настоящего Закона, в течение года после окончания войны и/или срока действия чрезвычайного положения в масштабе страны, если не возникнет экономический спад.
3. Помимо случаев, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, отход от пределов, установленных в статье 3.1.A и/или 3.1.B, допускается лишь в условиях экономического спада.
4. В рамках настоящего Закона экономическим спадом считается отрицательный рост ВВП в течение трех кварталов подряд.
5. Если нарушение пределов, установленных в статье 3.1.A и/или 3.1.B, вызвано экономическим спадом, возврат параметров консолидированного бюджета к указанным пределам должен произойти не позднее, чем через три года после нарушения.
6. Средние показатели бюджетных параметров на тот год, когда из-за экономического спада произошло нарушение пределов, установленных в статье 3.1.A и/или 3.1.B, и на следующие четыре года должны соответствовать пределам, установленным настоящим Законом.
7. Если в условиях экономического спада произошло нарушение пределов, установленных в статье 3.1.A и/или 3.1.B, правительство Грузии обязано разработать план (с разбивкой по годам) возврата бюджетных параметров к пределам, установленным в статье 3.1.A и/или 3.1.B, в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящей статьи и представить его вместе с Законом Грузии о бюджете на тот же год.
Статья 12. Переходные положения
1. В течение 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона правительство Грузии должно разработать пакет поправок к затронутым законодательным актам и представить его Парламенту Грузии.
2. В течение 5 месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона правительство Грузии должно разработать методику первичной и углубленной экспертизы законопроектов в целях выявления источников финансирования новых расходных обязательств, усиления бремени регулирования и/или ограничения конкуренции.
3. В целях дальнейшего совершенствования законодательства по регулированию предпринимательской деятельности Правительству Грузии даются указания к 1 июля 2011 года разработать правила и условия пересмотра подзаконных актов, обеспечивающие указанный пересмотр подзаконных актов и упразднение норм регулирования, не соответствующих критериям рентабельности, ведущих к неоправданным расходам и ставящих под угрозу развитие свободного предпринимательства, а также создание новых рабочих мест.
4. В целях создания единой общенациональной системы государственной поддержки Правительство Грузии должно к 1 января 2011 года внести в Парламент пакет соответствующих поправок к законодательству.
5. Правительство Грузии должно к 1 января 2011 года обеспечить соответствие законодательства положениям статьи 10 настоящего Закона относительно адресации целевых социальных, медицинских и образовательных расходов [бюджета] гражданам, а не учреждениям.
6. Парламент и Правительство Грузии должны к 1 января 2012 года обеспечить соблюдение положений статьи 7.5настоящего Закона.
7. В отношении статей 7 и 8 настоящего Закона все соответствующие поправки к регламенту Парламента Грузии должны быть внесены и вступить в силу в течение 4 месяцев.
Статья 13. Заключительные положения
1. Настоящий Закон за исключением статьи 3 вступает в силу с момента опубликования.
2. Статья 3 настоящего Закона, за исключением пункта 6 о планировании бюджетов автономных республик и местных органов, вступает в силу с 1 января 2012 года.
3. Статья 3.6 настоящего Закона о планировании бюджетов автономных республик и местных органов вступает в силу с 1 января 2014 года.